Our pride it is to know no spur of pride (с)
...и подумал, а не накатать ли мне рецу?



В целом, впечатление от книшшки очень... неоднозначное. Есть плюсы, есть, КМК, большие минусы или просто пробелы, есть очень интересные моменты связи с "мирообразующим" произведением.



читать дальше




Комментарии
02.05.2007 в 15:40

Scit quid perdit
Было бы очень интересно прочесть рецензию.



Вообще, я к этой книге отношусь примерно как Дивов к "Следу Зомби". С одной стороны, она щенячья до невозможности. С другой - именно такая она мне дорога :)



Вы какой вариант читали полный или коцанный?



Коцанный получился несколько более зрелым, потому что я уже смотрела на вещь менее замыленным глазом. С другой стороны, многим дорог полный...



По вашим вопросам.



1. Да.

2. Да.

3. Собирательный образ. Есть какие-то черты и от Балыбердина, и от Мысловского...
02.05.2007 в 16:03

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Вы какой вариант читали полный или коцанный?



У Мошкова какой лежит?



Было бы очень интересно прочесть рецензию.



Ну, тогда я вечерком попробую, дабы не копить долги.



Заодно освежу в памяти Аксенова...



02.05.2007 в 21:23

Scit quid perdit
У Мошкова какой лежит?



Значит, полный.
03.05.2007 в 05:00

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Ну типа начнем? Я забыл только, как называются кусочки паззлов, а так -- кусочек перый. Откуда уши, и зачем, так сказать...



Собственно, мнение на этот счет успело за сутки переменится -- если до того я полагал, что данный текст есть The Vor Game (которая wargame :) ) в том мире, то, перечитывая "Остров Крым", заметил нечно, что могло быть триггером:



В какой‑то момент у Чернока даже появились сомнения в стратегической мудрости московских маршалов и в тактическом умении советских генералов. Компьютерная система и наблюдение с высоты показывали, как гигантские войсковые соединения вдруг совершенно неоправданно упирались друг в друга или останавливались в странной иммобильности, а на них наваливались другие, неоправданно подвижные. В нескольких пунктах Острова возникли немыслимые по правилам современной науки скопления людей и техники. Кажется, он был, если он вообще‑то был, не особенно «элегантным». Военная наука в Москве явно отстает от советской шахматной школы, подумал полковник и вообразил свой доклад в Академии Генерального Штаба, где он для общей пользы русского оружия вскроет замеченные недостатки. Впрочем, вряд ли они будут меня слушать, зашлют куда‑нибудь в глухомань механиком. Так или иначе, можно было заметить, что части вторжения стараются заключить в «котлы» расположения крымских полков, аэродромы и морские базы. Чернок облетел почти все важные места от Сары‑Булата до Керчи, говорил по видеофону с командирами. Все были веселы, все готовились к встрече, все поднимали на мачтах государственные флаги СССР. В нескольких местах к видеофону подходили уже советские офицеры, в рангах от майора до генерал‑майора. Вес они запрашивали Чернока о его местонахождении и любезно приглашали на личную встречу. В какой‑то момент до него дошло, что офицеры эти не могут сами установить его местонахождения, так как не умеют обращаться с крымской техникой, а помочь некому, потому что… потому что… Ну, что там себя обманывать! Ясно, что они изолируют наших командиров. Странно, неужели они не понимают, что это может привести к неожиданным последствиям, к братоубийственным коллизиям?

...

Чернок повернул кресло на 180 градусов и оказался как бы за оперативным столом — такое это было чудо, вертолет «дрозд». Два молодых офицера, специалисты по оперативной информации, прапорщики Кронин и Ляшко смотрели на него. Все трое некоторое время молчали.

— Они не сошли с ума, сэр? — наконец спросил Кронин. Чернок попросил Ляшко налить ему полный стакан неразбавленного «Чивас Ригал».

— Самое смешное, сэр… — начал было Кронин.

— Нас атакует «миг‑25», сэр, — сказал пилот. Чернок выпил полстакана и бросил взгляд назад. Успел увидеть только инверсионный след пролетевшего истребителя.

— Вы что‑то хотели сказать. Кронин? — спросил он.

— Еретическая мысль, сэр, — улыбнулся юноша.

— Держу пари, сэр, она и вам приходила в голову, — сказал Ляшко.

Парни старались говорить по‑русски, но то и дело переходили на более для них удобный язык, то есть английский.

— Как там истребитель? — спросил Чернок пилота.

— Заходит на второй круг атаки, — доложил пилот. — Вижу базу Бонафеде. К ней подходит бронетанковая колонна.

— Спускайтесь туда, — сказал Чернок, допил стакан до дна и закусил сигариллос. — Да, мальчики, мне тоже приходила в голову эта мысль, — сказал он. — Больше того, она мне даже и ересью не кажется. Я почти уверен, что «форсиэ»…

— Да! — вскричал Кронин. — Если бы это был неприятель, если бы это была армия вторжения, мы бы сбросили их в море!

— Боюсь, что мы бы их просто уничтожили, — холодно улыбнулся Ляшко. — Взгляните, сэр…

На темной стенке в глубине кабины высветилась карта Крыма. Пятнышко световой указки поползло по ней.

— Скопище техники у Карачели… — презрительно кривил губы Ляшко. — Толкучки в Балаклаве… Танковое месиво без капли горючего у Бахчисарая…

— Кронин, как бы вы действовали? — Чернок откинулся в кресле. — Давайте поиграем в войну.

— Ракетный залп, сэр, — только и успел сказать пилот. Мгновенно последовавший за этим взрыв уничтожил вертолет «дрозд» и четырех находящихся в нем офицеров.




Ну и соответственно, мою "догадку" о полемическом характере книги и перпендикулярности ее идеям Аксенова пришлось убрать в нафталин...



Дальше будет...



04.05.2007 в 00:00

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Не надо читать на ночь советских газет чужие френдленты... Оль, Вас "посчитали"...



В устах этого человека, впрочем, упреки в графоманстве особенно красиво звучат. Если я не ошибаюсь насчет авторства тех рассказоff... а я могу :( .



Это была ложная информация. См. ниже.



04.05.2007 в 01:08

Scit quid perdit
Выполнить, что ли, желание таварисча, познакомить его с колонелем Гребенюком?
04.05.2007 в 01:10

Scit quid perdit
Вообще народ прикольный. "Почему у нее божоле, а не нормальное бордо???" - потому что я, во-первых, тащилась от божоле, когда это писала, а во-вторых, десять лет назад их лавочку спросить забыла, что мне пить и о чем писать...
04.05.2007 в 01:20

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Выполнить, что ли, желание таварисча, познакомить его с колонелем Гребенюком?



Ну, по военке я сам считаю ряд мест багами... Напишу в ближайшее время.
04.05.2007 в 02:10

Scit quid perdit
Да баго там хватает. Нивапрос.
04.05.2007 в 10:42

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Короче, паззлина втоая. Дела армейские. Ща заругаюсь :) .



Во-первых, о поведении на оккупированной территории. Я не буду говорить о "преступном и безнравственном искажении морального облика русской/советской армии" -- прежде всего потому, что знаю достаточно много воспоминаний, в том числе и "внутренних", рисующих эту армию весьма неприглядно. Остановлюсь на другом моменте. На том, что основная причина, по которой командиры стремятся не допускать мародерства, никак не связана с гуманизмом в отношении местных, а объясняется только и исключительно заботой об армии. О дисциплине, раз, и о том, чтобы у солдата не появлялось собственных интересов, противоречащих интересам армии, два.



Поэтому чисто теоретически описание поведения советских войск как повальных грабежей отдает изрядным дисбиливом. Конечно, есть многое на свете, и мапродерство может быть управляемым и контролируемым (к вопросу о пункте втором), но все же... Полагаю, что по обстоятельствам описанная в книшшке ситуация весьма схожа с делами 1968 года в Чехословакии, воспоминания о которой и следовало бы взять в качестве основы. Впрочем, возможно, Вы так и поступили...



04.05.2007 в 13:19

Scit quid perdit
Это был такой как бы микст - и о Чехословакии, и о Венгрии, и вообще о "культурном шоке" людей конца 70-х, попадавших на Запад. То есть, даже те, кто догадывался, что там вовсе не так, как пишут в "Правде", не могли себе представить, как там.



Наш японист, бывший боец невидимого фронта, на той своей работе в 70-х-80-х специализировался по разруливанию конфликтов с полицией и службами охраны гостиниц и магазинов, которые ловили наших - а ведь тогда выезжали только проверенные наши! - на воровстве всякой фигни типа халатов и полотенец из гостиниц, магазинных кражах и прочем. То есть, человек, по советским меркам очень небедный и обеспеченный - депутат гор-, облсовета, или даже Верховного, какой-нибудь функционер, премированный поездкой в Японию, передовик производства, делегат какой-нибудь, народный артист - он попадал в Мицукоси, где полки-полки-полки заставлены всяким барахлищем, ходят толпы народу и НИКТО НЕ ОХРАНЯЕТ (а про камеры слежения он разве в фантастике читал) - и он охреневает просто, впадает в полный неадекват и тащит первое, что под руку подвернется, даже если оно ему нафиг не нужно. Вот наш нынешний куратор долже был такие случаи преотвращать, а не получилось - вынимать горе-туриста из полиции, забивая японцам баки, что человек слегка приболел и немножко не в себе, и вообще он завтра уезжает и больше не будет.



И вот я себе представила картину, когда такой шок одолевает сразу несколько десятков тысяч человек. В том числе и тех, кто призван контролировать. Причем большинство солдат - выходцы из очень криминализованной среды, дети "спальных районов", горожане во втором поколении.
04.05.2007 в 13:55

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Ага. Тогда добавлю, что солдат -- он не турист, и значит, ситуевина во многом определится тем, как "накрутят" этих солдат перед делом, и как их встретят на месте. Потому как, скажем, в Венгрии у них вряд ли было желание что-то там тащить. Не до того было :( .



А вот в описанной ситуации, когда позиция "нас там ждут с распростертыми объятиями" подкрепляется девушками, бросающими в воздух предметы туалета... возможно, Вы правы.



04.05.2007 в 14:28

Scit quid perdit
А вот в описанной ситуации, когда позиция "нас там ждут с распростертыми объятиями" подкрепляется девушками, бросающими в воздух предметы туалета... возможно, Вы правы.



Я еще исходила из картины, нарисованной Аксеновым - скажем, о свободе крымских нравов. Вот, скажем, девушка от полноты чувств пригласила советского солдатика на "пистон" - как на танец. Получив свое, он прибегает к отделению и в восторге сообщает: "Она дает всем!". И хоп, готово групповое изнасилование. Причем сами насильники не понимают, что сотворили: она жке дала первому встречному - а потом чего-то начала вы...ываться, типа остальным не даст.



Книга, повторюсь, щенячья, и во многом это авторская неудача - не получилось изобразить дело как массовое попадание "в непонятное".
04.05.2007 в 14:53

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Книга, повторюсь, щенячья, и во многом это авторская неудача - не получилось изобразить дело как массовое попадание "в непонятное".



Похоже, так, раз потребовались дополнительные разъяснения...



04.05.2007 в 15:22

Scit quid perdit
Ну, то-то и оно. Десять лет спустя видишь и отчетливо осознаешь свою слабость - но исправить ничего, кроме мелочей, не можешь, потому что щенячий период тоже чем-то тебе дорог...
04.05.2007 в 15:28

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Продолжение дел армейских...



Во-вторых, если бои за контроль над островом показаны, КМК, довольно неплохо, то дальше начинается игра в одни ворота. Наиболее ярко это проявляется в описании одесского рейда. Марш мотодивизии за сутки от Одессы до Николаева с трудом (там больше 100 км по воздушной линии, а шли по обходной дороге), но еще можно представить (хотя богатая тема игры на грани фола тоже не раскрыта... кстати, Вы этот расклад по карте хронометрировали?), высадка непосредственно в городе еще укладывается (хотя опять же, геморрой с выгрузкой техники и саплей должен быть впечатляющий, а, скажем, паника, которая поднимется в миллионном городе при вторжении неприятельских войск, должна самым негативным образом повлиять на состояние дорог)... но вот "игра" советских войск ниже всякой критики. Такой уровень связи и координации соответствует скорее началу 40-х, чем концу 70-х. Опять же, нет объяснения того, почему советские войска не использовали для контроля и управления возможности местной сети связи и органов управления. Если "патриции" бежали, то это не показано и не объяснено. Ну и переговоры Верещагина с советскими генералами... ой! Гораздо лучше было бы "сыграть" на неразберихе ночного боя.



04.05.2007 в 15:36

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Так. В одном из предыдущих комментов я сообщил ложную информацию и наехал на человека не по делу. За что и приношу Биг Линксу свои извинения.



04.05.2007 в 18:55

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Окончание дел армейских.



В-третьих, некоторые вопросы вызывает вооружение. Если с бомбометанием с МиГ-25 никаких претензий нет (такие варианты обсуждались и отрабатывались, выгода его в том, что "двадцать пятый" на большой высоте и трех махах малоуязвим для ПВО), если по вопросу о БМП/БМД их тоже, кажется, не должно быть (по книшшке в крыму действуют десантные дивизии, у которых техника вроде бы несколько отличается), то остается несколько затыков.



Непропорциональная роль артиллерии -- раз. Упоминается, с одной стороны, множество стволов береговой артиллерии крымцев, с другой -- преимущественно артиллерийское вооружение флота СССР. Это, по меркам нашего мира, ни в какие ворота -- ракеты рулили к тому времени уже лет пятнадцать, а у нас во флоте ими увлекались сверх всяких разумных пределов. Единственное приемлемое объяснение я вижу в том, что тот мир был гораздо беднее на локальные конфликты, а Хрущев не резал постренный при Сталине "классический" флот...



Упоминание некоторых соединений -- два. При описании одесского рейда в составе войск СССР при сравнении сил упоминается зенитно-ракетный полк в составе дивизии. Но а) полк -- это часть корпусного уровня, причем, кажется, не штатная, и б) ЗРВ участвуют в сухопутной баталии опосредованно -- поэтому сравнивая состав сил, командир не должен был его упоминать, другое дело, он обязан был быть упомянут в контексте описания действий авиации.



Вот то, на чем споткнулся.



04.05.2007 в 19:14

Scit quid perdit
Да. По одесскому рейду принимаются решительно все претензии - потому что это от начала и до конца моя "заслуга". Полковник Гребенюк умыл руки, сказав, что весь рейд - это глупость, но начисто отказался предложить альтернативу, и с тем фактом, что книгу нужно как-то заканчивать, тоже не желал считаться :).



Короче, мне нет прощения.
04.05.2007 в 20:30

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Да ладно. На самом деле идея -- она стара как мир. И реализовывалась не раз -- см., например, феодосийский десант в декабре 41-го или "китайскую ферму". Вопрос в том, при каких условиях эта идея окажется а) возможной, б) полезной. И в зависимости от условий ставить реализацию.



А для уничтожения армейских складов и наведения шороха в тылу мотодивизия -- излишняя сущность. Аэрокавалерии должно хватить за глаза -- см., например, "Крест на башне".



08.05.2007 в 01:43

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Еще кусочек. Очень понравилось наличие в тексте двух слоев -- когда дается понять читателю, что основной текст -- он на самом деле как бы авторская реконструкция с догадками, а как все было в действительности -- вопрос. Не очень понравилось то, что эта линия, КМК, не развернута -- то есть есть три куска (самое начало, цитаты из мемуаров Верещагина и отрывок с описанием эвакуации корниловцев), где об этом сказано, но они воспринимаются именно как куски, обрывочно. То есть как будто автор спохватывается и говорит, что "на самом деле я это все выдумал"... Мне кажется, следовало бы, избрав эту линию, вести ее более последовательно -- не через авторские рефрены, разумеется, а привлекая, если можно так сказать, безличные описания.



08.05.2007 в 15:55

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Насчет "циркониевых гор", к которым прикопался Биг Линкс...




09.05.2007 в 02:49

Scit quid perdit
Да, есть и такой недочет.

Книга вообще обладает всеми недостатками первого-блина-комом.

Но есть-то это можно хотя бы?
09.05.2007 в 03:24

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Есть -- безусловно, можно. Хотя до шедевров китайской кухни (когда утку считаешь рыбой :) ) далеко. Однако в этом есть свои плюсы -- для того, кому интересен рецепт ;) ...



Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail