Our pride it is to know no spur of pride (с)
...свой фундамент строят на костях... (с) Рохса
Запись для вопросов и обсуждения статьи (см. пред.)
Свои вопросы я задам вечером...
УПД. Собственно, задал...
Запись для вопросов и обсуждения статьи (см. пред.)
Свои вопросы я задам вечером...
УПД. Собственно, задал...
В Европе возник огромный интерес к османскому опыту военной и социально-государственной организации, который широко использовался для сравнения и призыва к реформам в собственных странах (Бусбек, И.Пересветов, отчасти Лютер и др.) и даже создания различного рода социальных утопий (Л.Агостино, Ф.Альбергати, Т.Кампанелла).
Этот вопрос -- специально для Вас, virago. Я так впечатлился Вашим эссе об оккупанте Карле, что, надеюсь, Вы поможете мне разобраться и здесь
Например, выходец из капыкулу, знаменитый великий везир трех султанов — Сулеймана I, Селима II и Мурада III, султанский дамад Мехмед Соколлу происходил из известного сербского рода Соколовичей. Процветанию этого рода в XVI—XVII вв. несомненно способствовало то обстоятельство, что его представитель находился в ближайшем окружении султана.
Интересно, не родственником ли этого товарища был Дионисий Соколович, митрополит чего-то-там-не-помню?..
УПД. Собственно, ответ уже есть -- стоило откорректировать запрос. И Дионисий, и Макарий -- патриарх сербской церкви -- были братьями этого гражданина.
Бедные угнетенные сербы
Известно, что начиная с 1535 г. велись переговоры о торговых привилегиях французских купцов в Османской империи. Такое соглашение, предоставившее им на территории империи льготные условия для торговли (низкие ввозные пошлины, право экстерриториальности, освобождение от налогов), было впервые подписано с Францией в 1569 г.
Несколько позже аналогичные соглашения, получившие название капитуляции («главы», «статьи»), были заключены и с другими европейскими странами. Капитуляции сыграли отрицательную роль в судьбе Османской империи, создав в дальнейшем благоприятные условия до установления ее экономической зависимости от европейского капитала Однако в XVI—XVII вв. это были соглашения, дававшиеся как милост султана, они действовали лишь в период правления подписавшего и: османского правителя. У каждого следующего султана европейские по слы должны были снова добиваться согласия на подтверждение капитуляций.
Это, собственно, планировалось в качестве ответа на вопрос о капитуляциях. Поскольку, однако, усилиями virago информация существенно увеличилась, оно стало неактуально.
Однако осмелюсь напомнить, что нам было обещано продолжение эссе -- об этих самых неравноправных договорах
Бедные угнетенные сербы
заценили, да ?
Однако осмелюсь напомнить, что нам было обещано продолжение эссе -- об этих самых неравноправных договорах
м-да, каюсь, никак не доведу черновые наброски до ума
(пошла, прищемлю себе уши утюгом
интерес к османскому опыту военной и социально-государственной организации, который широко использовался для сравнения и призыва к реформам в собственных странах
было такое. Где-то даже в загашниках у меня было. Об очарованности Европы этими порядками. Европейцы до первопричин ведь не сильно докапывались, а внешне государственная машина турков производила сильное впечатление. Надо поискать.
"В XVI в. престиж османов был очень высок. Как на Востоке, так и на Западе было много поклонников турок, особенносреди угнетенной и эксплуатируемой части населения. На Балканах и в Венгрии, в Западной Европе и России "отыскивались, — говоря словами А.Е.Крымского, — большиегруппы людей, которые, каждая в силу далеко не одинаковых соображений и настроений, не только без ужаса помышляли о грозящей возможности турецкого нашествия и завоевания, но даже прямо желали этого.
В арабском мире наблюдалась аналогичная картина. В Магрибе крестьяне и жители городов воспринимали турок не иначе как покровителей и спасителей. Тунисский историк Ибн Абу Динар (XVII в.) с радостью отмечал каждую победу османского оружия. У арабского анонима XVI в., составителя "аль-Газават" — героического повествования о подвигах братьев Барбаросса, а также в кабильских народных песнях турки-османы предстают как защитники простых людей, как отважные и искусные воины, беззаветно сражавшиеся с врагами ислама. В кабильском фольклоре высшей мерой похвалы было сравнение с турком. На Востоке, в частности в Египте, преобладали такие же настроения. С течением времени они приобрели характер бездумной традиции, глубоко укоренившейся в сознании многих поколений. Даже такой египетский историк-аристократ, как Абд ар-Рахман аль-Джабарти (1754— 1825), который от всей души ненавидел турок, отдавал дань этой традиции."В начальную эпоху своего правления, — писал он, — они (османы) были самыми лучшими из тех, кто стоял во главе уммы после халифов, ведомых правильным путем".
Туркофильство в арабском мире, как и в Европе, было основано на непомерной идеализации османских порядков. В грядущем приходе османов народ видел отрицание всех зол и пороков, присущих арабскому восточнофеодальному обществу. В противовес собственным правителям османы представали как поборники правды и справедливости, как защитники шариата, которым Аллах дарует победу. Взятие Константинополя в 1453 г. и дальнейшие успехи турок объяснялись не иначе как божественным промыслом. Считалось, что сам Бог направляет оружие османов. "Турки, — писал Дм. Кантемир (1673—1723), — рассматривают божественное провидение как единственную причину побед и не придают никакого значения численности, искусству и доблести людей" [69, т. I, с. 270]. Многие, если не большинство, были убеждены, что турки находились под покровительством Всевышнего. Зачастую их просто рассматривали как орудие в руках провидения. Накануне османской оккупации в Каире часто говорили о вещих снах и видениях, предрекавших гибель мамлюкского султаната. О взятии Туниса в 1574 г., согласно народной молве, просил сам Сиди Махрез — святой покровитель города, который явился во сне Селиму II, и т. п.
Как и в Европе, победы турок воспринимались как кара Божия, как возмездие неправым правителям. Даже Ибн Ийас (1448—1524), выходец из высшей мамлюкской аристократии, следующим образом заключил свое повествование о битве на Дабикском поле (Мердж-Дабик) в 1516 г.: "И было это в книге предначертаний. Никто: ни султан, ни его эмиры не проявляли беспристрастия и справедливости в делах мусульман. И воздалось им за их поступки и умыслы; и Бог всевышний предал их власти сына Османа, чтобы произошло с ними то, что случилось".
Одним словом, считалось, что турки-османы осуществляли некую божественную миссию. В частности, они карали зло и несли справедливость. О народолюбии турок ходили самые фантастические легенды. В какой-то степени о них можно судить по туркофильской литературе Европы. "Турок" из одноименной драмы Г. Розенплюта (XV в.) защищал купцов и крестьян, "замученных до последней степени". Он неизменно выступал на стороне бедняков, которые кормили своим трудом господ, "получая взамен за это лишь новые тяготы". Этот "турок" обещал "реформировать и наказать аристократический мир". В произведениях И. С. Пересветова, который наряду с Т.Кампанеллой (1568—1639) был одним из наиболее пылких туркофилов Европы, Мехмед II "с любовью обрисован, — по словам А.Е.Крымского, — как тип царя, который жестоко расправлялся с неправедными вельможами, но зато своей жестокостью к ним вводит в свою землю всеобщую справедливость". И.С.Пересветов с восторгом рассказывает, как Мехмед II велел неправых судей "живых одирати", а на их кожах написать: "Без таковые грозы не мочно в царство правды ввести".
Миф о народолюбии турок, боровшихся против князей, дворян сопровождался безудержной идеализацией османского общества и государства. Идеализировалось все: быт, нравы, обычаи, законы, весь политический строй. Держава Османов рисовалась как некая "справедливая и счастливая страна", где, "по всеобщему убеждению, нет социальной розни". Кампанелла советовал подражать мусульманам и "ввести ряд реформ на турецкий манер". Стремление к переустройству общества по османскому образцу прослеживается также в проектах Ф.Альбергати, Л.Цукколо и других итальянских утопистов XVI — начала XVII в.
Многие требуют, — писал М.Лютер (1483—1546), — прихода турок и их управления". "Слышу я, — отмечал он в другом месте, — что есть в немецких землях люди, желающие прихода и владычества турок, которые хотят лучше быть под турком,чем подимператоромикнязьями".
В еврейских общинах XVI— XVII вв. наблюдался настоящий приступ османофильской эйфории. Евреи Европы рассматривали Османскую империю чуть ли не как рай на земле.
После пятого Латеранского собора (1512—1517) турки-османы выступили в роли активных покровителей Реформации. Они всецело "поддерживали протестантское дело и руководство, где это только было возможно". В своих посланиях (намэ-и хумаюн) к "лютеранским беям Фландрии и других испанских вилайетов" османские султаны осуждали католицизм, "отвергаемый как исламом, так и лютеранством", и призывали вождей нидерландских гёзов координировать свои действия с морисками Испании и со всеми теми, кто борется против "папы и его мазхаба". Варфоломеевская ночь 1572 г. и начавшиеся преследования во Франции гугенотов вызвали в Стамбуле серьезное недовольство.
Мамлюки, и надо сказать не без оснований, обвиняли Селима I в том, что под "фальшивым знаменем ислама" он вел на мусульманские земли свои несметные полчища, среди которых "многохристиан-армян и других".
Многочисленные легенды о веротерпимости и народолюбии турок были распространены повсеместно. Однако наиболее важным элементом пресловутой "махметовой прелести", как ее называли на Руси, был миф о крестьянской "правде". Османские сановники, в большинстве своем сами выходцы из крестьян, везде и всюду заявляли о себе как о защитниках интересов простого народа. При этом они не скупились на самые эффектные жесты. Сулейман Великолепный (1520—1566), например, требовал от своих пашей "обращаться с нашими подданными так, чтобы крестьяне соседних княжеств завидовали их судьбе". Селим I (1512—1520), вступив в Египет, раздавал мясо народу, освободил феллахов и городскую бедноту от трудовой повинности в пользу армии, возложив ее на айянов и зажиточную часть населения. Свои стихи, высеченные у каирского ниломера, он смиренно подписал: "Хадим аль-фукара Селим" ("Служитель бедняков Селим").
Ставка на союз и поддержку крестьянских масс была одной из наиболее четких констант османской политики XVI в. Выступая против войны 1578 г. с Сефевидами, великий везир Мехмед-паша Соколлу (Соколович) в качестве решающего аргумента выдвинул настроения крестьянства.
Вся Европа от Франции (где с 1480 до 1609 г. появилось более 80 книг, посвященных туркам) до Германии, Польши и Венгрии к середине XVI в. испытывала не только страх и ненависть перед Османской империей, но и любопытство, переросшее в острый интерес и во многих случаях в восхищение и своеобразное туркофильство. Ульрих фон Гуттен надеялся на турецкую реформацию, Т. Кампанелла и Ж. Боден советовали подражать турецким порядкам. Лютер отдавал предпочтение турецкому духовенству в противовес католическим священникам. Т. Спандужино восхищался высокоорганизованным и прекрасно управляемым Османским государством. Даже в Польше, где очень сильны были антитурецкие настроения (их разделяли Ст. Ожеховский, М. Бельский, X. Варшевицкий, П. Грабовский и др.), слышались голоса восхищения турками. Одних, как гетмана Я. Тарновского, пленяли армейские порядки и вооружение турок, других, как М. Рея, — отсутствие наследственных сословий (стихотворение «Турчин»), третьих, как Э. Отвиновского, попавшего в 1557 г. в Стамбул, — возможность стать господином за заслуги и мужество («там господами не рождаются», — писал он).
(перерыв)
Ну, основания-то для этого определенные были. Другое дело, что, как обычно, на поворотах заносило здорово...
Хотя отказать туркам в...
...ИМХО, также и в весьма продвинутой для тех времен религиозной политике -- что, полагаю, и позволило им так легко завоевать Балканы...
*жду продолжения*
*заинтересованно* Хм-м-м?..