Our pride it is to know no spur of pride (с)
В 1857 г. открылись первые университеты — в Калькутте, Бомбее, Мадрасе В соответствии с тогдашними взглядами подготовка управленческих кадров заключалась в овладении студентами прежде всего гуманитарными знаниями. Будущий чиновник должен был быть прежде всего «настоящим джентльменом». Ему преподавали европейскую литературу и историю, а также юриспруденцию. Подчеркнем, что так же готовили и кадры европейцев в Англии — соискателей должностей в Индии. Первоначально в университетах не было не только технических факультетов, но и, например, медицинских. Большую роль впоследствии сыграли индийские юристы — судьи и адвокаты. Основание университетов означало не только появление высшей школы, но и введение принципа университетской автономии. Университетская общественная жизнь стала первой школой демократии для многих индийских студентов. В 1887/88 г. в Индии было 4 млн. студентов разного уровня, большинство из которых учили английский.
4 миллиона?!! По-моему, это все-таки глюк. Наверное, корректор недосмотрел, а на самом деле -- тысячи. Но все равно впечатляет. В Японии в 90-х был только один университет и, ЕМНИМС, около 10 тысяч студентов...
Или имеются в виду все учебные заведения, в том числе традиционные местные школы? Но и так многовато выходит...
ЗЫ. Вообще, очень способствующее чтение. На тему "хищнической политики колонизаторов" и прочего в том же духе...
4 миллиона?!! По-моему, это все-таки глюк. Наверное, корректор недосмотрел, а на самом деле -- тысячи. Но все равно впечатляет. В Японии в 90-х был только один университет и, ЕМНИМС, около 10 тысяч студентов...
Или имеются в виду все учебные заведения, в том числе традиционные местные школы? Но и так многовато выходит...
ЗЫ. Вообще, очень способствующее чтение. На тему "хищнической политики колонизаторов" и прочего в том же духе...
"История Востока" Л.С. Васильева.
Цифры он не приводит. Однако: на 1901 год согласно переписи населения численность его в Индии составляла составляла 238,4 млн. человек. Не могу найти данных по первой переписи - 1881 года - но даже если предположить, что за полвека население выросло вдвое... Думешь, что 4 миллиона на 87-88 годы - это такой уж высокий показатель? С другой стороны да, на тот момент 2-3 процента от всего населения - это как-то многовато....
(млин, опять теги не работают!)
2 -3 % многовато, мне кажется либо речь идет обо всех учащихся, и цифры исчисляются не в миллионах, а в сотнях тысяч от силы. То есть, об одном учащемся на каждую тысячу местных жителей. Либо в зачет надо принимать всех, кто изучал английский язык более - менне организованно. Потому что, количество преподавателей тогда должно было переваливать за 400 тыс. человек, а людей британцам в Индии вечно не хватало
Для сравнения.
Вскоре после присоединения территорий на Северо-западе Индии, занимаемых восточными пуштунами, в результате соглашений подписанных в 1893 году М. Дюрандом с афганским правительством, здесь начались аналогичные изменения. Уже “в 1911 году в Северо-западной пограничной провинции Британской Индии имелось 976 школ, в которых насчитывалось 32 тысячи учеников, 80 больниц и амбулаторий, 10 типографий, издавалось три газеты”.
В 1913 году в г. Пешаваре, административном центре Северо-западной пограничной провинции, населенной преимущественно этническими пуштунами, был создан Исламский колледж, впоследствии преобразованный в Пешаварский университет
Темирханов Л. Восточные пуштуны. М., 1987., С. 150.
Аристова Л.Б. Социальная инфраструктура Афганистана (системы здравоохранения и просвещения в конце 70-ых - сер. 80-ых годов). - в сб. Афганистан: история, экономика, культура. М., 1989. С. 100-101.
То есть счет в аналогичной ситуации с теми же британцами все таки идет на тысячи.
Но британцы явно быстро поняли, что организованно управлять такими массами населения за счет собственных внутренних ресурсов они не могут, а то придется всем в колонии переехать.
На более низких ступенях исполнительной власти колонизаторы не могли обходиться без помощи местных кадров. Англия, например, не могла бы удержать индийскую империю в своих руках собственными силами. В 1837 г. в Индии была всего 41 тыс. англичан, из них 37 тыс. — военнослужащие. Гражданских чиновников было всего около тысячи. Еще около 3 тыс. — неслужащих англичан. Они могли рассчитывать на помощь 30 000 «евразийцев», т.е. потомков от смешанных браков англичан и индийских женщин. В 1861 г. в Индии находилось англичан: 84083 военных, 22556 гражданских лиц, 19306 женщин.
"Не узок круг, а тонок слой..." (с)
А учет осложняется тем, что а) вполне вероятно, что в названных университетах обучались в том числе и "местные" британцы, б) наверняка едва ли не большее количество индусов не попало в статистику, обучаясь, тем не менее -- в Европе (не обязательно в Англии).
Меня больше смутило "большинство из которых изучало английский". Потому что в учебных заведениях европейского типа английский наверняка был обязательным
Но даже 4 тысячи студентов из местных -- это довольно впечатляюще. Как я уже говорил, число, по порядку сравнимое с Японией -- даже если относительная величина получается в несколько раз меньшей.
Вот еще:
Введение системы образования европейского типа в колониях диктовалось необходимостью подготовки местных кадров для нужд управления и суда. В 1813 г. в хартию о продлении деятельности Компании впервые было включено требование выделять 100 тыс. рупий в год на развитие образования — «для возрождения и развития литературы и поощрения индийских ученых, а также для распространения и развития научных знаний среди населения британских территорий в Индии». Противников такой политики было много, но курс впоследствии не менялся. К этому времени в Индии, по крайней мере в Калькутте, уже было несколько десятков людей, получивших среднее европейское образование, или самоучек, которые восприняли либеральную тенденцию в колониальной политике с энтузиазмом.
Официальной датой возникновения системы образования европейского образца в Индии считается 1835 год, когда лорд Бентинг издал специальную резолюцию, подготовленную Т.Б.Маколеем. Целью считалась подготовка европеизированных индийцев. Обучение местной истории или культуре в школах практически отсутствовало. В 1844 г. лорд Хардинг заявил, что знающие английский получат преимущество при поступлении на службу. Это усилило стремление молодых людей поступать именно в английские школы. В 1854 г. были созданы департаменты народного образования в каждой провинции, вся система школ была унифицирована.
...
На Цейлоне после реформ Кольбрука-Камерона в Коломбо, Галле, Джафне, Канди и Чилоу были открыты современные школы. В Коломбо в 1836 г. был открыт Королевский колледж — первое учебное заведение второй ступени. С 1882 г. выпускники Академии в Коломбо получили право поступать в Лондонский университет.
Продолжали сохраняться и школы традиционного типа — буддийские, индуистские, мусульманские. В 1880 г. буддийские частные начальные школы были официально признаны властями и первые четыре школы получили государственные субсидии. К 1910 г. субсидируемых буддийских школ стало уже 225. Субсидии выделялись после 1915 г. также пиривенам — средним и высшим буддийским учебным заведениям. В 1907 г. было введено обязательное начальное образование.
ЗЫ. Кстати, Цейлон в "индийскую" статистику, кажется, не включается...
В самой Индии обучение проходило очень мало европейцев. У британцев был пунктик об обязательной отправке детей на обучение в Англию до совершеннолетия, поскольку обучение в Индии напрочь закрывало им возможность продолжение карьеры в Англии. Даже Киплинг в свое время что-то против такой общепринятой системы возражал. Так что в Индии учились только те, у кого денег не было, врядли они нагнали статистику.
Но усилия -да. Данные по инвестициям в колонии впечатляют. Считается, что в начале 20 века от 30 до 40 процентов британских внутренних накоплений инвестировалось в развитие экономики Индии.
Факт. Вот кстати:
"В этом же направлении была задумана и постепенно реализовывалась административная политика англичан. Еще в 1861 г. парламент принял закон об организации законосовещательных Индийских советов при генерал-губернаторе и губернаторах провинций. Хотя члены этих советов назначались, а не избирались, законом оговаривалось, что половина их должна состоять из лиц, не занятых на службе и тем самым не зависящих от администрации. Была проведена и судебная реформа по английскому образцу. В продолжение этой же линии в 80-х годах были изданы законы о местном выборном самоуправлении. И хотя выборы были многоступенчатыми, а участвовать в них могли лишь очень немногие, едва ли более 1% населения страны, начало избирательной процедуре было положено. В 90-х годах муниципальные советы стали избирать некоторых своих членов в провинциальные законодательные советы при губернаторах, а также в Индийский законодательный совет при генерал-губернаторе."
И кстати, об английском:
"Активное внедрение элементов европейской (британской) политической культуры и практики и европейского образования способствовало проникновению в Индию многих европейских идей и идеалов, знаний и опыта, привело к знакомству с европейскими науками, искусством, культурой, образом жизни. Это знакомство тоже по преимуществу ограничивалось узким кругом социальных верхов и индийских интеллектуалов, но все же оно было фактом, а становившееся нормой использование английского языка как официального и объединяющего представителей различных индийских народов способствовало распространению среди интеллектуальной элиты ориентации на европейские духовные ценности, как то и было задумано в свое время Маколеем и его единомышленниками. Книги, газеты, журналы и иные печатные издания, предназначенные для читателя во всей Индии, публиковались только на английском. Английский язык становился постепенно основным для всей образованной Индии."
Не зря массовый бойкот под эгидой Ганди включал в себя и бойкот английских учебных заведений.
Насчет же инвестиций - да, их там вбухали немало. Но именно спровоцированное ими развитие способствовало возникновению и росту национального предпринимательства. А там и освободительные движения пошли на фоне конфликта традиционной и привносимой культур.
Но именно спровоцированное ими развитие способствовало возникновению и росту национального предпринимательства. А там и освободительные движения пошли на фоне конфликта традиционной и привносимой культур.
ага. Чем больше вкладывали в развитие денег, тем больше развивалась местная инфраструктура, тем больше местным жителям казалось, что поддерживать экономику и управление они могут сами, средств и образованных людей уже достаточно, и тем меньшими казались выгоды от связи с Британией, а вред - большим.
В конце концов британцы просто переусердствовали в достижении своей цели, сделать Индию управляемой за счет местных ресурсов
А еще меня занимает вопрос о восприятии ситуации самими англичанами -- до какой степени идея о "цивилизаторской миссии", "бремени белых" и прочем обуславливала их действия, а до какой -- была обусловлена ими?..
С другой стороны, колонией можно перестать считаться де юро, но оставаться де факто. Признается же сущствование такого явления как "неоколониализм".
"бремени белых"?
это все понятно, они ради эффективности на все это и шли. Я собственно пошутила.
Но качественная реализация подобного проекта развития региона всегда приведет к автономизации региона, если метрополия не предложит какое-то новое преимущество, которое может быть получено только в тесном контакте именно с ней. Получается, метрополия с определенного момента или должна искусственно тормозить развитие колонии даже за счет эффективности, либо бежать вперед не только быстрее, чем колония ее догоняет, но и быстрее соседей.
Что касается "бремени белых". Можно поискать, были ли реализованы затратные в экономическом отношении для метрополии проекты, не необходимые для метрополии непосредственно, и не связанные с повышением эффективности использования ресурсов колонии. То есть, вот эти все инвестиции и законы, они ведь не идеологическое обоснование имели, а вполне практическое.
А были ли затраты на проекты именно обоснованные цивилизаторством ?
Конечно, Индия -- это не Меланезия
Но. естественно, в неменьшей степени имел место и обратный процесс -- заимствование элементов культуры, организации, техники местным населением, в первую очередь интеллектуальной элитой.
В этом отношении показательна даже не столько Индия, сколько страны, формально или фактически сохранившие независимость -- Сиам, Иран, Турция, Китай, Япония. Там ведь тоже было заметно такое... двустороннее влияние...
Признается же сущствование такого явления как "неоколониализм".
Хе-хе, интересно, а что ждет его? Англичане-то в Индии на века устраивались
"А были ли затраты на проекты именно обоснованные цивилизаторством?"
и хотелось бы знать...
В принципе, как я вижу положение в данной области, для такого исследования есть почва. Личная переписка государственных деятелей, стенограммы парламентских сессий, где решался вопрос о субсидиях колоний... та же литература
Хотя, с другой стороны, Вы правы: здесь тонкая грань между "экономически" и "психологически" обусловленным цивилизаторством может быть смазана. Причем первое вообще можно рассматривать в рамках методов повышения той самой эффективности.
Сложно все, короче
Хе-хе, интересно, а что ждет его? Англичане-то в Индии на века устраивались
Ну, это думаю зависит прежде всего от обещаемого в ближайшее время краха империи США. Или его "несвершения". В любом случае, определенная нестабильность уже и этого типа колониальной системы определенно имеет место быть, хотя с другой стороны она проявляет себя как весьма действенная. Что тут можно сказать? Сидим, смотрим
, (жуем попкорн).Интересно, а есть работы на тему неоколониализма? Надо бы почитать (написать?).
Не обижайся
(написать?)
Хм, это было бы любопытственно
(шепотом: я вообще темная, невежественная и необразованная страшно, ты имей ввиду!)
Хм, это было бы любопытственно
А, безнадежно! Меня надолго ни на что не хватает. Ходя да, тема очень интересная.
Хех... А уж как "термин" звучит в контексте текущей ситуации. Гы-гы.
Насчет обусловленности одного другим и наоборот - как всегда, имеет место быть классическая петля, когда одно перетекает в другое и замыкается кругом - в итоге не разбереь, где следствие, а где результат, ибо в конечном итоге оба являются и тем, и другим. Это как создание теории в целях оправдания оправдать практику, в результате чего теория видет к расширению и углублению применения "практической составляющей".
Это как создание теории в целях оправдания оправдать практику, в результате чего теория видет к расширению и углублению применения "практической составляющей"
Оно самое, сначала ребята приписали своей деятельности героический мотив, чтоб не заморачиваться оправданиями, а потом сами же не вынесли его давления на психику, в виду невозможности реализовать благородные затеи на практике. На практике поступать надо было из практических соображений. Вот и вышло, что куда-то Индия топала не туда, а уйти и бросить мешала заявленная миссия.
(Привет Шатам в Ираке, у этих правда вышел фарс в сравнении с ...)
*задумчиво* Интересно, в каком свете он предстанет тебе после "Месопотамии"
А уж как "термин" звучит в контексте текущей ситуации. Гы-гы.
Ага. Я тоже охренел, когда увидел, что гугль мне выдал на запрос по первой строчке
С другой стороны... думаешь, к британцам тогда относильсь лучше? "Трансвааль, Трансвааль, страна моя..." (с) -- было ведь?..
Ага. Я тоже охренел, когда увидел, что гугль мне выдал на запрос по первой строчке
А что он такого выдал? Статью про фильм, что ли?
С другой стороны... думаешь, к британцам тогда относильсь лучше?
Лучше чем что?
Было. И с бурами было, и не только с ними.
Учитывая, что англичани себе позволяли, они и худшее отношение заслужили. Борзели, прошу прощения за сленг, неимоверно. Я от одних опиумных войн офигевала, а стоит покопаться в истории их колониальной политики....
virago, думаю исследования имеют место быть. Другое дело, что в одних "кругах" их не вполне уместно предавать огласке, а в других куда больший эффект производят именно далекие от цифр, но эмоционально окрашенные рассуждения с уклоном как раз в психологию.
www.globalrus.ru/print_this/135155/
Я от одних опиумных войн офигевала
Эйдж, а можно коварный вопрос: что тебе так не нравится в опиумных войнах? Я ведь раньше тоже от англичан офигевал... потом стал офигевать от другого.
А вообще-то ты стала пятым звоночком
Вот один из предыдущих:
obergefreiter.livejournal.com/1373.html?thread=...
Хотя, конечно, ты, интересуясь непосредственно историей Китая, можешь иметь более подробную информацию на этот счет. И вообще, я бы с тобой с удовольствием подискутировал на тему. Как ты к этому?..
а стоит покопаться в истории их колониальной политики
Дык эта... копаемся вот
Понимаешь, один из существенных моментов тут, ИМХО, такой: до 58-го, кажется, года деятельность в Азии контролировалась Достопочтенной Компанией. Которая действительно стоила многих нецензурных слов -- хотя и не столь многих в сравнении с теми же голландцами. А после колониальная политика строилась уже несколько по-другому.
Я, вообще, далек от того, чтобы считать англичан белопушистыми, или делать дихотомию между злобными торговцами и добрым правительством -- многое у них было. Но тут существенны вопросы целеполагания и альтернативных путей. А вокруг них-то и наворочено много всякого...
Не знаю, у меня нормально открывается.
Знаешь, меня после "Месопотамии" и "Гефсиманского сада" стал очень занимать вопрос: как о нем мог написать то, что написал, Симонов в своем дневнике (там в описании боев за Крым было лирическое отступление)? До сих пор так и не понял. То ли он просто не был знаком со всем массивом Киплинга, а так, кусочков надергал...
С тех пор я Симонова и не люблю
В его контексте очень любопытно интерпретируется "Книга Джунглей". Знаешь, ну в том характере, когда начинаешь искать подтексты и проводить параллели.
Хм... "Я буду думать Вашу мысль" (с)