Our pride it is to know no spur of pride (с)
Есть некая позиция в отношении сабжа, распространенная среди патриотически-ревизионистской общественности: дескать, немецкие летчики-истребители заботились в основном о пополнении личного счета, в связи с чем предпочитали "свободную охоту" в качестве основного метода работы, а к прикрытию ударников, если выпадала такая задача, относились спустя рукава, и при первой возможности бросали бомберов и "гонялись за сбитыми".

Вот, например, что приводят патриотически настроенные граждане в обоснование такой позиции:

читать дальше

А теперь посмотрим, что говорит на этот счет статистика.

Продолжение -- в комментах.

Комментарии
23.10.2008 в 20:22

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Есть такая статья:

www.airwar.ru/history/av2ww/axis/germloss/germl...

где авторы на основании работ германских историков приводят данные о потерях Люфтваффе.

Нас в этой статье будет интересовать таблица 4, где собраны данные о количестве боевых вылетов и потерь на Восточном фронте в 44-м -- с распределением по классам машин (истребители, ударники, разведчики).

Картинка (интегральная) такова:

Истребители -- 69775 вылетов, 839 сбитых
Бомбардировщики, штурмовики -- 226502 вылета, 1342 сбитых
Разведчики -- 57632 вылета, 376 сбитых

Разведчики из анализа исключаем, как действующие в специфических условиях, а с истребителями и ударниками наблюдается следующая картинка:

на один сбитый истребитель приходится 83 боевых вылета
-"- ударный самолет -"- 168 -"-

Иначе говоря, в 44-м на Восточном фронте немецкий истребитель "жил" вдвое меньше, чем ударный самолет.

Как это согласуется с тезисом о халатности немецких летчиков-истребителей в прикрытии своих бомберов -- я затрудняюсь сказать.

А как обстояли с этим дела в ВВС РККА? Об этом -- в следующем комментарии.
23.10.2008 в 20:57

Our pride it is to know no spur of pride (с)
К сожалению, интегральных показателей мне не удалось обнаружить. Однако есть сайты, где приводится статистика по отдельным полкам. Например, этот: www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/inc/map.dat

Возьмем оттуда несколько соединений, выборочно.

Вот, например, 10-й иап ( www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/iap... ):

С 10.12.42 г. по 13.03.43 г. действовал в составе 239 иад 6 ВА Северо-Западного фронта с аэродрома Выползово. Произведено 227 боевых вылетов, в которых сбито 4 самолета противника, при потере 6 своих самолетов и 6 летчиков, в т.ч. 30.12.42 г. командира полка майора Н.В.Терехина.

15.03.43 г. полк вновь убыл в 22 зап для переучивания на Р-39.

Преобразован Приказом НКО СССР No. 128 от 18.03.43 г. и Директивой Штаба ВВС КА No. 512345 от 21.03.43 г. в 69 гиап.

До 05.06.43 г. полк полностью освоил "Аэрокобру", пополнился до штата 015/284 (3 эскадрильи) и убыл в действующую армию.

26.06.43 г. включен в формируемую 304 иад 7 иак, став первым из ее полков. К боевой работе приступил вместе с другими частями 7 иак 06.10.43 г. с Полтавского аэроузла.

С 06.10.43 по 31.12.43 г. полком произведено 569 боевых вылетов, в которых сбито 63 самолета противника, потеряно 11 самолетов своих. Участвуя в боях над Правобережной Украиной, Молдавией и восточными районами Румынии, с 01.01.44 по 03.07.44 г. летчики полка выполнили 885 боевых вылетов, провели 55 воздушных боев, в которых сбили 82 вражеских самолета при потере 5 "кобр" и 1 летчика.


76 вылетов на потерю.

Или возьмем 20-й иап ( www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/iap... ):

За время войны совершено 10 688 боевых вылетов, проведено 1 298 воздушных боев. Уничтожено живой силы и техники противника: самолетов - 254, танков - 21, бронемашин - 13, автомобилей с войсками и грузами - 541, цистерн с горючим - 5, повозок с грузами - 142, железнодорожных вагонов - 12, прицепов с боеприпасами - 3, барж с войсками и грузами - 1, солдат и офицеров - 2 187. Повреждено: самолетов - 30, паровозов - 11, вагонов - 12, автомобилей - 52, барж - 4, катеров - 4. Свои потери: погибли 63 летчика и 5 техников.

Правда, здесь указаны потери в людях, а не в самолетах, но все же -- 169 вылетов на потерю.

А что там с ударниками? Возьмем для примера штурмовиков.

618-й шап ( www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/sha... ):

За годы боевых действий 618 шап совершил 2519 боевых вылета. За это время полк потерял 75 самолетов и 83 человека личного состава, в т.ч. летчиков 40 человек, воздушных стрелков - 37 человек.

33 вылета на потерю.

Я понимаю, что столь обрывочные данные еще не позволяют делать окончательные выводы, но вырисовывающаяся картина получается обратной немецкой: ударники "живут" меньше истребителей.

Разумеется, до какой-то степени различие объясняется тем, что немецкие войска были насыщены зенитной артиллерией, причинявшей серьезные потери штурмовикам. Но -- лишь до какой-то степени.

Еще постараюсь сегодня дать статистику по Курской битве для обеих сторон. Если удасться ее собрать в приемлемом виде.
23.07.2012 в 22:17

Необходимо иметь ввиду летную подготовку наших и немецких летчиков,особенно в41-42 годах.Если немецкие летчики допускались к боевым вылетам имея не менее 300 часов налета,а в конце войны минимум 200,то наши имели 10-15 часов налета.Кожедуб начав боевые действия в 43 году до этого несколько лет летал инструктором и имел минимум 200 часов налета и ,возможно ао этому не был ни разу сбит.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail