Our pride it is to know no spur of pride (с)
В известном смысле символом советского подхода к проектированию/обслуживанию техники стала для меня история лодок 705-го проекта. В свое время о них был цикл статей в "Тайфуне" -- с точки зрения конструктора, техника и командира. Очень поучительно.

История вкратце такова. После успешного создания первого поколения атомных лодок начались работы над перспективными проектами. В числе прочего был предложен совершенно новый подход к проектированию подводных лодок, а именно -- создание небольшого (3 отсека, 1.6 тыс. тонн водоизмещения) корабля с минимальной численностью экипажа и высоким уровнем автоматизации оборудования. За счет малой величины предполагалось повысить ходовые и маневренные качества и уменьшить заметность лодки. В дальнейшем можно было бы ожидать, при изменении подхода к комплектованию подводного флота, значительных экономических и стратегических выгод.

В процессе работы над проектом лодка выросла до 6 отсеков и 2.3 тыс. тонн, однако базовые элементы замысла -- реактор с ЖМТ и высокая степень автоматизации -- были сохранены.

А дальше было то, для характеристики чего у меня отсутствуют определения. Дело в том, что реакторы с ЖМ-теплоносителем требуют определенных усилий по поддержанию его в жидком состоянии в тот период, когда реактор заглушен. Впрочем, слово специалистам:

читать дальше

Можно, конечно, говорить о недостатках проекта с точки зрения эксплуатации. А можно обратить внимание на то, что для обеспечения базирования "золотых рыбок" (каждая лодка -- ценой в 100 миллионов рублей) не смогли найти такой тривиальной вещи, как "лишние" паровой котел и электрогенератор.

После этого все высказывания о том, что "наша (советская) техника -- самая-самая (лучшая, передовая, надежная и пр.)", воспринимаются через циничное "а толку с того?"

Комментарии
19.09.2008 в 21:26

He who controls the past commands the future. He who commands the future conquers the past.
Базирование всегда было самым слабым местом советского флота, увы. А учитывая, что советские надводные корабли и ПЛ практически никогда не были "самыми лучшими"...
19.09.2008 в 21:31

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Если бы только советского... А то еще можно вспомнить чудную историю с сухим доком, который строили столько, что в конце концов прежде, чем закончили сухой, построили плавучий...
19.09.2008 в 21:32

He who controls the past commands the future. He who commands the future conquers the past.
Намекните, что это за история такая? Уж не Севастополь ли в начале ПМВ?
19.09.2008 в 21:33

Our pride it is to know no spur of pride (с)
Дык... Большой Кронштадтский, ясное дело. 33 года строили.
20.09.2008 в 15:51

Твёрд и незыблем
я не специалист и даже не дилетант в военной технике, но то, что стране Советов хорошие идеи в этой сфере нередко хоронились не ахти каким воплощением увы факт.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail