Our pride it is to know no spur of pride (с)
В известном смысле символом советского подхода к проектированию/обслуживанию техники стала для меня история лодок 705-го проекта. В свое время о них был цикл статей в "Тайфуне" -- с точки зрения конструктора, техника и командира. Очень поучительно.
История вкратце такова. После успешного создания первого поколения атомных лодок начались работы над перспективными проектами. В числе прочего был предложен совершенно новый подход к проектированию подводных лодок, а именно -- создание небольшого (3 отсека, 1.6 тыс. тонн водоизмещения) корабля с минимальной численностью экипажа и высоким уровнем автоматизации оборудования. За счет малой величины предполагалось повысить ходовые и маневренные качества и уменьшить заметность лодки. В дальнейшем можно было бы ожидать, при изменении подхода к комплектованию подводного флота, значительных экономических и стратегических выгод.
В процессе работы над проектом лодка выросла до 6 отсеков и 2.3 тыс. тонн, однако базовые элементы замысла -- реактор с ЖМТ и высокая степень автоматизации -- были сохранены.
А дальше было то, для характеристики чего у меня отсутствуют определения. Дело в том, что реакторы с ЖМ-теплоносителем требуют определенных усилий по поддержанию его в жидком состоянии в тот период, когда реактор заглушен. Впрочем, слово специалистам:
читать дальше
Можно, конечно, говорить о недостатках проекта с точки зрения эксплуатации. А можно обратить внимание на то, что для обеспечения базирования "золотых рыбок" (каждая лодка -- ценой в 100 миллионов рублей) не смогли найти такой тривиальной вещи, как "лишние" паровой котел и электрогенератор.
После этого все высказывания о том, что "наша (советская) техника -- самая-самая (лучшая, передовая, надежная и пр.)", воспринимаются через циничное "а толку с того?"
История вкратце такова. После успешного создания первого поколения атомных лодок начались работы над перспективными проектами. В числе прочего был предложен совершенно новый подход к проектированию подводных лодок, а именно -- создание небольшого (3 отсека, 1.6 тыс. тонн водоизмещения) корабля с минимальной численностью экипажа и высоким уровнем автоматизации оборудования. За счет малой величины предполагалось повысить ходовые и маневренные качества и уменьшить заметность лодки. В дальнейшем можно было бы ожидать, при изменении подхода к комплектованию подводного флота, значительных экономических и стратегических выгод.
В процессе работы над проектом лодка выросла до 6 отсеков и 2.3 тыс. тонн, однако базовые элементы замысла -- реактор с ЖМТ и высокая степень автоматизации -- были сохранены.
А дальше было то, для характеристики чего у меня отсутствуют определения. Дело в том, что реакторы с ЖМ-теплоносителем требуют определенных усилий по поддержанию его в жидком состоянии в тот период, когда реактор заглушен. Впрочем, слово специалистам:
читать дальше
Можно, конечно, говорить о недостатках проекта с точки зрения эксплуатации. А можно обратить внимание на то, что для обеспечения базирования "золотых рыбок" (каждая лодка -- ценой в 100 миллионов рублей) не смогли найти такой тривиальной вещи, как "лишние" паровой котел и электрогенератор.
После этого все высказывания о том, что "наша (советская) техника -- самая-самая (лучшая, передовая, надежная и пр.)", воспринимаются через циничное "а толку с того?"